Стокгольмский метрополитен (швед. Stockholms tunnelbana) — система линий метрополитена в Большом Стокгольме, единственная в Швеции. Метрополитен был открыт 1 октября 1950 года.



Решение о постройке метрополитена было принято в 1941 году. Были построены подземные трассы с близким к метро стандартом, но первоначально они были использованы под скоростные трамваи.

Система включает 100 станций на трёх ветвящихся линиях, общая протяжённость которых составляет 105,7 км. 48 станций подземные, 52 станции наземные или надземные. Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение. Стокгольмский метрополитен имеет преимущественно маршрутную систему движения поездов с двумя пересадочными станциями. Стокгольмский метрополитен известен необычным оформлением некоторых станций (в основном центральных), его называют «самой длинной художественной галереей в мире».

Главное в метрополитене – это дизайн. Каждая линия (всего их три – «зеленая», «красная», «синяя») оформлена по-своему. Здесь и сказочные гроты, и греческие скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, и мозаика и даже видео-инсталляции, поп-арт (на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки), фонтаны и ручьи. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около $1,5 млн.

Состоит из трех ветвящихся линий — синей, красной и зеленой. Все три линии сходятся на станции T-centralen, где расположен центральный железнодорожный вокзал (Central Station), центральный автовокзал (CityTerminalen). Ещё это место называется Stockholm C. Отсюда можно отправиться в любую точку Стокгольма, Швеции, Скандинавии, а также в любой аэропорт (по железной дороге, на автобусе) и оттуда по всему миру.

Четвертая линия - желтая, сейчас строится. Планируется, что она будет запущена до 2022 года


Летим в Стокгольм!  Подобрать тур в Швецию


970*90

Первая линия в Стокгольме. Была открыта в 1950 году и первоначально использовала туннель для скоростного трамвая построенный в 1933 году. На линии действуют три маршрута — T17, T18 и T19.

Открыта в 1964 году. На линии действуют два маршрута — T13 и T14.

Первый участок линии был закончен к 1975 году. Очень красивы скальные станции с необработанными стенами и потолком. На линии действуют два маршрута — T10 и T11.

Первый участок строительства планируют начать в 2016—2017 годах, завершат к 2020 году (до станции Хагастаден), а в 2022 году (до станции Аренастаден). Длина линии будет 4,6 км, на линии будет располагаться 3 станции.



  1. Три станции Стокгольмского метрополитена вошли в рейтинг самых впечатляющих железнодорожных подземных станций Европы по версии британской газеты The Daily Telegraph: «Сольна-сентрум», «Стадион», «Т-Централен»
  2. Если вы впервые попали в Стокгольм и хоти те спуститься в подземку, не надо искать букву М, это бессмысленно. Метро по-шведски называется tunnelbana и обозначается буквой Т.
  3. В метро Стокгольма всего три ветки: красная, зеленая и синяя, все они сходятся на станции T-Centralen, где расположен железнодорожный вокзал. Зато все три ветки стокгольмского метро прилично разветвляются на концах. Поэтому конечные остановки поездов, идущих в одну сторону по одной ветке, могут оказаться разными. Однако на электронном табло табло на перроне все указано, какова конечная отправляющегося поезда, а также сколько еще минут до поезда, идущего в нужном вам направлении.
  4. Метро Стокгольма часто называют самой большой подземной галереей мира. В этом есть немало лукавства: станции стокгольмского метро очень разные, большинство из них предельно лаконичны. А подземная галерея сконцентрирована на синей ветке, начиная со станции Kungsträdgården. Именно там – вырубленные в скалах туннели, причудливо разукрашенные каменные станции: под гжель, с буколическими картинками, стилизацией наскальной живописи или с замурованным в подсвечиваемом стеклянном кубе чучелом лося.
  5. Стокгольмское метро работает с 5 утра до полуночи.
  6. Вагоны для стокгольмского метро произведены канадской компанией Bombardier по особому заказу. Их отличие от других метропоездов мира в использовании хитрых сэндвич-панелей, которые полностью перерабатываются. Утверждается, что это самые «зеленые» вагоны в мире в плане возможностей их переработки. Метропоезд состоит из 2-3 вагонов по 3 сочлененных секции в каждом. При этом каждый вагон в стокгольмском метро – а их ни много ни мало 271 – имеет собственное имя, которое можно прочитать под его кабиной.
  7. Метро Стокгольма интегрировано с системой городских легких электричек – достаточно перейти на другую сторону платформы на некоторых станциях. Легкие электрички представляют собой нечто среднее между трамваем и метро: маленькие, узкоколейные. Старайтесь не спутать их с поездами метро – это совсем другой вид транспорта.
  8. Самое разорительное – покупать разовый билет на метро. Зато поездка по нему дает возможность прикоснуться к экзотике: входя в метро, билетик надо проштамповать у кондуктора, который проставит текущее время. Еще в течение часа по билетику можно будет входить-выходить из метро и пользоваться другим транспортом в данной зоне.
  9. В метро Стокгольма действуют и другие виды проездных, уже более современные в виде карты с магнитной полосой. Существуют проездные на метро плюс все виды наземного транспорта (и даже на пароходик на Юргорден) под названием SL-kort. Сроки действия такого проездного: 24 часа, 3 дня, 7 дней и 30 дней.


Летим в Стокгольм!  Подобрать тур в Швецию


970*90

Карта метро Стокгольма